На экскурсиях по выставкам Галереи современного искусства
10 декабря 2024 года в рамках декады инвалидов веровцы были приглашены Галереей современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан на экскурсии по выставкам фотохудожников Саши Генциса «Рейс в мечту» и Алмонда Чу «Парад»/«В будущем», а также по работам арт-группы «Гром».
Нашим экскурсоводом была старший научный сотрудник ГМИИ РТ Алиса Хрусталёва. Она нам рассказала о том, что Саша Генцис по профессии специалист в IT-сфере, а искусство для него — это хобби и он совсем не стремится получать за это деньги. В большом просторном зале мы могли видеть кабины самолётов и вертолётов на фоне природных пейзажей, сделанных когда-то самим Сашей Генцисом у нас в России и за рубежом; пейзажей, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта. Фотохудожник находил в музеях, на заводах и предприятиях, может, и на свалках самолёты и вертолеты разных эпох и времён, фотографировал при помощи высококачественного фотоаппарата их внутреннее убранство, концентрируясь главным образом на кабинах. Причём в кабины мог добавлять предметы и элементы, расположенные, например, в хвосте летательного аппарата или совсем не принадлежавшие ему, а привнесённые извне. Так создав картину кабины, он накладывал её на пейзаж, и получалась завершённая картина самолёта (вертолёта) на фоне гор, пустыни, океана, голубого, с облаками или звёздного неба. В этом действе участвовали мирные и военные самолёты - истребители и бомбардировщики - довоенного времени и времён Великой Отечественной войны «Ант-25», «По-2», «Р-5», «Ил-2», «Як-9», «Л-7», «Пе-2», «Ту-2»; грузовой пассажирский и военно-транспортный самолёт «Ли-2», единственный, выпускавшийся по лицензии США; военные советские и российские самолёты послевоенного и нашего времени «Ту-4», «Ту-22», «Ту-95», «Су-24», «МиГ-21»; советские пассажирские самолёты «Ту-144», «Ил-18»; советский самолёт-лаборатория «Ан-26КПА»; а также тяжёлый грузоподъёмный советский вертолёт «В-12» и другие. Так, кабина самолёта «Ант-25» была выполнена на фоне пейзажа, созданного искусственным интеллектом. Кабина вертолёта «В-12» была убрана, вымыта и как бы приготовлена для жизни в ней. Потолок кабины был как бы обтянут тканью, напоминавшей материал, из которого делали юрты кочевников. А располагалась кабина вертолёта «В-12» на фоне звёздного неба чилийской пустыни Атакама.
Казалось, что такой человек, как Саша Генцис, с техническим складом ума решил нам рассказать обо всех своих технических впечатлениях, выразить свою самую искреннюю любовь к кабинам летательных аппаратов (их деталям, показателям приборов, рычагам, штурвалам, педалям), показать их совершенство и даже пригодность для того, чтобы стать для кого-то новым домом.
После мы перешли в другой объёмный зал, где проходила выставка фотохудожника Алмонда Чу. Экскурсовод объясняла нам, что Алмонд Чу родился в Гонконге (КНР), учился фотоделу в Токио (Япония). В 1993 году открыл студию в Гонконге и начал заниматься любимым делом. Мы подошли к одной из его картин из серии «Парад». На ней было изображено множество людей, проходивших мимо магазина или офиса корпорации «Apple». В действительности эти люди были размноженными копиями Алмонда Чу. Тот же самый эффект прослеживался и на других фотокартинах мастера. В Москве вдоль Кремлёвской стены стройно шла толпа, состоявшая из Алмандов Чу. В той же Москве Алмонды Чу замерли напротив здания правительства России, чуть в отдалении, отгородившись от него Москвой-рекой. Экскурсовод нам заметила, что в менталитете у китайцев не принято находиться на близком расстоянии от государственных зданий и учереждений. У Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова столпилась армия студентов-выпускников Алмондов Чу, держа в руках дипломы об окончании университета. Экскурсовод нам снова подсказала: «Посмотрите, как они держат свои дипломы: как-то неуверенно, не понимая их ценности. Алмонд Чу хотел этим показать, что мало отучиться и получить документ об образовании, важно найти любимое дело, которым будешь заниматься всю свою жизнь!» В Санкт-Петербурге, у Эрмитажа, стояли сотни (если не тясячи) Алмандов Чу с белыми зонтиками, как намёком на частую дождливую погоду.
Другая серия фотокартин «В будущем», по словам нашего экскурсовода, являла собой размышления мастера о том, что нас ожидает в будущем в эпоху сложных обстоятельств, в том числе пандемий, может ли одна женщина размножить себя и как. На всех картинах были изображены женщины в медицинских масках, запечатлённые в разных движениях либо в состоянии покоя. Все фотокартины были чёрно-белыми с добавлением цветных геометрических фигур.
В этом же зале демонстрировались три картины арт-группы «ГрОМ», одна из которых называлась «Мидас». Арт-группа «ГрОМ» - это объединение творческих личностей: фотохудожника Ольги Мичи, историка фотографии Алексея Логинова и искусствоведа Артёма Логинова. Эта креативная команда образовалась в 2020 году.
Многим из нас известен древнегреческий миф о царе Мидасе, который попросил Бога о том, до чего бы царь ни дотронулся, всё превращалось бы в золото. Бог исполнил просьбу. Царь Мидас дотрагивался до камня, и камень превращался в золото; дотрагивался до веточки, и она становилась золотой; мыл руки в реке, и вода текла золотая. Вначале царю это нравилось, и он был безумно счастлив, но потом, когда вернулся домой и стал принимать пищу, всё, что он ни брал, принимало вид золота. Здесь Мидас взмолился Богу об избавлении его от такого дара! Бог внял мольбам царя и освободил его.
Так и в этой картине. Только золотом здесь выступают высокие технологии. Мы с великой радостью принимаем эти технологии и приобретаем качества роботов, лишаемся свойственных нам человеческих качеств. И уже наша жизнь не может существовать без многочисленных проводов, исходящих из и входящих в фигуры, уже только очертанием похожие на людей. Придёт ли час, когда мы взмолимся Богу об избавлении от этого золота?!
Наш экскурсовод Алиса обратилась к нам: имеются ли у нас какие-нибудь вопросы. Мы ответили, что нет, поблагодарили её за проведённое знакомство с творчеством таких удивительных фотохудожников, ещё немного побродили по залам галереи, находясь под впечатлением от увиденного, что-то додумывая в своих головах, а после пошли домой.